Обзор трендов в онлайн-рекрутменте
Рынок работных порталов включает в себя интернет-ресурсы, которые позволяют работодателям размещать вакансии в Интернете, а соискателям - напрямую откликаться на эти предложения. При этом трудоустройство находится за рамками данного рынка. Основной фокус делается на возможностях коммуникации и доступной информации об агентах рынка труда: компаниях и кандидатах.
Ресурсов, которые выполняют такие функции, достаточно много: около 40 000 порталов по всему миру.
Сфера работных порталов консолидирована: порядка 50 организаций контролируют 80% рынка. На настоящий момент наблюдается большое количество сделок по слиянию или покупке компаний. В Узбекистане монопольное положение занимает HeadHunter.
Состав рынка работных порталов разнообразен, его ключевых агентов можно разделить на следующие категории:
- Традиционные сайты поиска работы (или job boards)
До сих пор подобные ресурсы остаются самым популярным типом работного портала. Крупнейшими в мире являются Reed.co.uk, Monster, Seek. К ним относится и монополист узбекистанского рынка работных порталов - HeadHunter. Монетизация этих сайтов происходит за счет взимания платы с работодателей за размещение вакансий.
- Агрегаторы
Аккумулируют информацию с большого количества сайтов в интернете. Сами агрегаторы не хранят данные о вакансиях, а лишь собирают их в одном месте. Они монетизируются по рекламному типу: работодатели платят за каждый клик по вакансии. Крупнейший в мире агрегатор Indeed принадлежит японской компании Recruit. Узбекистанский аналог - Jooble.
- Сайты с объявлениями (classified)
Представляют из себя сайты с объявлениями, информация на которых не ограничивается исключительно вакансиями. Наряду с объявлениями о поиске сотрудников, на них размещаются самые разные предложения. Одним из самых популярных ресурсов в мире является американский CraigsList.
- Специализированные социальные медиа
LinkedIn - одна из важнейших платформ рынка работных порталов. Формат социальной сети позволяется работодателям получить более достоверную информацию о соискателе, изучить не только его профессиональный опыт, но и особенности образа жизни. В то время как при просмотре резюме работодатель не обладает возможностью верифицировать указанную в нем информацию, социальная сеть предоставляет биографические данные о соискателе.
- Коммьюнити
Нишевые онлайн-сообщества, которые формируются по профессиональному признаку. Особенно распространены такие группы в сфере IT: HackerRank, Stack Overflow и др. Такие объединения людей особенно полезны при привлечении узкоспециализированных профессионалов.
- Рекламные решения
Для продвижения вакансий в онлайн-пространстве существуют рекламные инструменты различной сложности: начиная от простейших сервисов, которые позволяют разместить описания позиций на большом количестве работных сайтов, заканчивая сложными алгоритмами, точно подбирающими каналы продвижения для привлечения нужного кандидата.
Все перечисленные категории инструментов развиваются неравномерно. В то время как традиционные работные сайты продолжают контролировать существенную часть мирового рынка, наблюдается активный рост социальных медиа как каналов для поиска работы: по оценкам экспертов за прошлый год рынок социальных медиа для поиска работы вырос на 17%. В это же время наблюдался спад роста агрегаторов (-3%) и сайтов с объявлениями (-5%).
LinkedIn - самое крупное социальное медиа на рынке работных порталов по итогам 2020 года заняло первое место в мире по выручке - 5,6 млрд долл. Также LinkedIn контролирует около четверти (24%) всего рынка работных порталов. Второе место по выручке занял японский агрегатор вакансий Indeed, принадлежащий крупнейшему международному стаффинговому холдингу Recruit. Его выручка составила порядка 5 млрд долл. за 2020 год.
Далее в рейтинге – сайты по поиску работы. Третье место занимает австралийский джоб борд Seek, заработавший около 1 млрд долл. за прошлый год. На четвертом месте - издательская группа Axel Springer, владеющая большим количеством работных ресурсов. Совокупно все площадки, принадлежащие медиахолдингу, обеспечили ему 750 млн долл. за прошлый год. Наконец, 5 место в рейтинге занимает американская корпорация Career Builder, владеющая рядом работных сайтов с совокупной выручкой около 560 млн долл.
Итоги прошедшего года подчеркивают перспективность социальных медиа как инструментов подбора персонала. В отличие от традиционного резюме, профиль в социальной сети предоставляет работодателю более широкий взгляд на профессиональный опыт и образ жизни кандидата. Соискатели поддерживают активность в социальных сетях даже когда не ищут работу, таким образом обеспечивается актуальность и достоверность информации. В своем желании получить больше данных о соискателях, все больше работодателей с каждым годом задействуют социальные сети.При этом несмотря на активный рост социальных медиа, работные сайты занимают наибольшую долю на рынке - 39%. Следом идут социальные сети, занимающие 27% рынка, и подавляющую часть этой доли составляет LinkedIn. Четверть рынка составляют агрегаторы, а сайты с объявлениями, в свою очередь, занимают лишь 8%.
Международные технологические корпорации, в том числе Google, Facebook и TikTok, проявляют интерес к данному рынку. В 2016 году Microsoft купил LinkedIn, который на сегодняшний день является лидером рынка. В прошлом году TikTok запустил сервис видео-резюме, предлагающий кандидатам рассказать о себе в формате короткого видеоролика, который затем просматривался работодателями. С постепенным включением в игру новых игроков, мы будем замечать все больше преобразований и ускорение роста самого рынка, сервисов, новых технологий.
Если же говорить о сложностях, то ключевой угрозой для развития рынка работных порталов остается проблема хранения и обработки персональных данных кандидатов. По мере развития технологий к компаниям на этом рынке будет предъявляться все больше требований со стороны законодательства.