Чем отличается карьерное консультирование от карьерного коучинга?
Ведущий консультант ANCOR Константин Витеев рассказывает про отличительные черты карьерного консультирования и коучинга, а также в каких случаях каждый из подходов уместен.
Чем отличается карьерное консультирование от карьерного коучинга?
В ANCOR часто приходят клиенты с запросом на аутплейсмент и просят оказать поддержку высвобождаемым сотрудникам в дальнейшем карьерном развитии. Кто-то говорит о консультировании в поиске работы, кто-то - о коучинге. В процессе переговоров с заказчиком выясняется, что далеко не всегда есть четкое понимание особенностей этих подходов и каждый клиент склонен вкладывать свое. Давайте попробуем разобраться в тонкостях и нюансах.
Работа с клиентом
Коуч работает с клиентом, выстраивая отношения партнерства, строит диалог на равных. Профессиональный коуч не дает советов и рекомендаций. В данном случае эксперт - сам клиент. Основная задача коуча - построить процесс сессии таким образом, чтобы клиент сам нашел ответы на вопросы и сформулировал решения.
Консультант является экспертом, в нашем случае - в области построения карьеры и поиска работы. Он обладает необходимой информацией, и, к нему обращаются за конкретными знаниями и ждут конкретных советов и рекомендаций - это и предопределяет формат совместной работы.
Специфика запроса на услугу
Запросы на коучинг зачастую не имеют четко очерченные границы, так как процесс похож на исследование, который затрагивает разнообразные сферы жизнедеятельности клиента, актуализирует вопросы ценностей, видения будущего, целей и ресурсов для их достижения.
В карьерном консультировании ситуация иная. Клиент, как правило, знает чего хочет, запрос конкретен. Повод для обращения может касаться: оценки состояния отрасли, позиционирования на рынке труда, перехода в новую профессиональную сферу, составления резюме, подготовки к переговорам с потенциальными работодателями и т. д.
Кто слушает, а кто говорит?
В процессе коуч-сессии 80% времени будет говорить клиент, а коуч слушать, задавать открытые и уточняющие вопросы, которые, как правило, ориентированы на настоящее и будущее, а также стимулировать клиента к генерации идей, решений и движению вперед.
На карьерной консультации, наоборот, консультант больше говорит, задает как открытые, так и закрытые вопросы. Много внимания уделяется прошлому опыту, на который опирается клиент при решении карьерных запросов. Также консультант вносит предположения, дает советы, рекомендации, предлагает различные способы действий, приводит примеры из практики, предоставляет различные источники информации.
Ответственность
Ответственность на коуче за корректное выявление запроса и создание развивающей среды, а на клиенте - за решения, которые он сгенерировал и последующее их выполнение.
В карьерном консультировании консультант отвечает за корректность предоставленной информации, а клиент - за выполнение рекомендаций.
Результат
Результат коуч-сессий не всегда очевиден, так как ни коуч, ни клиент не знают до конца, к каким выводам и инсайтам можно прийти по итогам сессии.
По итогам консультации, как правило, результат предопределен. Это может быть выстроенный карьерный трек, обзор рынка труда, составленное резюме, подготовленная самопрезентация и т. д.
Как мы видим цели коучинга и консультирования едины - помочь клиенту решить текущую карьерную задачу. Различия присутствуют на уровне задач, инструментов и процесса. При идентификации запроса консультант определяет, какой подход будет эффективен для клиента с учетом всех вводных, и предлагает решение.